Ученые создали светящихся мышей для тестирования вакцин от COVID-19

© Иллюстрация РИА НовостиЧитать ria.ru в Ученые Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») и Института биологии гена РАН (ИБГ РАН) создали новую линию гуманизированных мышей, чувствительных к заражению коронавирусом (SARS-CoV-2). Эти трансгенные животные, по мнению авторов исследования, помогут в изучении патогенеза и проведении доклинических испытаний новых вакцин и лекарств от COVID-19. Результаты работы представлены в журнале «Transgenic Research».Отсутствие лабораторных животных чувствительных к SARS-CoV-2 является основным фактором, ограничивающим разработку вакцин и лекарственных препаратов от COVID-19, считают авторы работы. Для решения этой проблемы специалисты НИУ «БелГУ» и ИБГ РАН создали трансгенных мышей путем внесения им гена, который кодирует человеческий рецептор входа SARS-CoV-2 в клетку (ACE2).© Фото : БелГУТрансгенная hACE2 мышь из лаборатории НИУ «БелГУ»По словам экспертов БелГУ, человеческий ACE2 встроен в мышиный геном в составе сложной конструкции, позволяющей активировать трансген в разных тканях «по требованию». Это позволит изучать механизмы поражения отдельных органов, поскольку после активации к вирусу будет чувствителен не целый организм, а только выбранные ткани. Кроме того, подобный подход позволяет регулировать чувствительность к вирусу и делает модель биологически безопасной: до активации трансгенные мыши вообще невосприимчивы к SARS-CoV-2.

«Хитрость в том, что трансгенная конструкция «молчит» до скрещивания со специальными активаторами, так называемыми «Cre-мышами». С их помощью можно запустить экспрессию hACE2, то есть открыть ворота для SARS-CoV-2, или повсеместно во всем теле, или выборочно в различных тканях, в том числе в легких, почках, мозге», – пояснил руководитель исследования, директор объединенного центра генетических технологий НИУ «БелГУ» Алексей Дейкин.

19 апреля, 03:00НаукаХищники внутри нас. Чем заняты 99% вирусов, о которых мы не знаем?В рамках исследования, ученые также ввели в мышиный геном зеленый флуоресцентный белок GFP, который локализован с человеческим ACE2 и упрощает обнаружение клеток и тканей, чувствительных к заражению SARS-CoV-2.Специалисты считают, что эта линия мышей позволит ускорить тестирование вакцин и лекарств, а также поможет изучить роль различных органов в заражении SARS-CoV-2 и развитии осложнений, связанных с COVID-19. В настоящее время мыши уже используются для исследований в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора.Важным направлением работы также должна стать оценка влияния SARS-CoV-2 на мужское бесплодие, отметили авторы исследования. Для этого ученые предлагают заразить вирусом мышей из выведенной ими линии, предварительно активировав трансген специфично в органах мужской репродуктивной системы.

29 апреля, 06:15Распространение коронавирусаУченые нашли сочетание витаминов, чтобы избежать тяжелых форм COVID-19