Декоративное искусство разложили на основные элементы

Декоративное искусство разложили на основные элементы

В Царицыно представили около 400 уникальных авторских произведений

Стильный и выдержанный, лаконичный и одновременно красноречивый. Таков проект «Основные элементы», открывшийся в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» и вобравший в себя около 400 авторских произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля. Это тот самый случай, когда нужно «читать» между строк, и это не так уж сложно. В экспозицию вошли работы советского времени – 1960-80-х годов. Многие из них формально привязаны к символам эпохи СССР, но по факту рассказывают совсем другую историю – о трансформации декоративного искусства из чисто прикладного жанра в автономное направление, равнозначное живописи и скульптуре.

Фото: Мария Москвичева

Открывает проект «Основные элементы» желтый зал, где в витринах, встроенных в стену, представлены вазы, напоминающие архаические творения древних людей. В то же время они – даже для сегодняшнего дня – очень современны. Сдержанная форма, сложный, но не броский рельеф, хрупкая монументальность исполнения. Перед нами три работы разных авторов – Татьяны Зубовой (РСФСР), Эугении Дудайте (Литовская ССР) и Амаяк Бдеян (Армянская ССР). Их роднит позиционирование своих творений: перед нами не вазы для цветов, а самостоятельные произведения, без оттенка прикладной функции. Об этом и вся выставка, рассказывающая историю расцвета так называемого декоративного жанра и изменения его статуса в формальном списке видов и направлений искусств.

В фондах «Царицыно» хранится одна из самых крупных в России коллекций декоративного искусства – около 60 тысяч экспонатов. По масштабам больше только в Музее декоративного искусства – в его фондах находится 80 тысяч экспонатов. Но в «Царицыно» есть уникальные работы, которых не найти на Делегатской, – в том числе произведения, созданные художниками из Прибалтики, которые в 1960-80-х задавали планку декоративного искусства Советского Союза. Некоторые передовые для своего (да и для нашего) времени вошли и в экспозицию, которая задумана как долгоиграющий проект и будет показывать в Хлебном доме ближайшие два года. 

Фото: Мария Москвичева

Выставка разбита на несколько разделов, у каждого из которых свое цветовое дизайнерское решение. «Желтый эпиграф» плавно перетекает в первый из залом, так же решенный в землисто-желтом цвете. Он посвящен Земле. Это основа основ керамического искусства (ведь оно рождается из глины) и самого мироздания. «Вместе с Небом Земля возникает в начале бытия – как срединный мир, устроенный для людей», – гласит описание раздела. В советское картине мира земля как тема для творческого осмысления имела идеологические привкус – стояла задача воспеть труд земледельцев колхозников, богатства родины. Но для художников, чьи работы можно увидеть в этом разделе, тема намного шире – из разряда вечных. А для нас, зрителей, интереснее всего видеть результат экспериментов, осмысляющих ее. В 1960-80-х годах керамисты все чаще используют шамот – огнеупорную глину, которую обрабатывают солями металлов, украшают новаторскими глазурями и поливами, что придает произведениям сложные цветовые и фактурные эффекты.

Фото: Мария Москвичева

Перед нами разнообразные «земляные» образы: скульптуры «Родники» Отар Вепхвадзе в виде женских силуэтов, «Камчатка» Валерия Малолеткова, где из холма вырастают фигуры рабочих, блюдо «Стадо» Романа Петрука, в котором пасутся коровы. Экспозицию дополняет гобелен «Земля» эстонки Леэзи Эрм из шерсти, льна, жгута, сизали, бисера и блесток – абстрактная, объемная, почти живая картина мира. Чистое концептуальное искусство. Такое же – в каждом разделе. 

За землей следует огонь: в основе экспозиции фарфор и стекло, а их творение невозможно без высоких температур. Здесь стоит обратить особое внимание на небольшое панно-подставку «Солнышко» Василия Цыганова. Оно было отмечено в 1970-х международной премией в Праге – как раз за новаторскую технику. Серные стены «огненного раздела» разрезают святящиеся лампы-молнии, а на большом экране горит пламя, создавая нужную атмосферу в зале с метафорическими произведениями. 

Из огня – на воздух – эта часть выставки поражает легкостью форм и цветов, прозрачность. Далее мы попадаем – в бескрайний космос, который был одной из главных тем 1960-80 годов. Однако здесь вы не найдете скульптур Гагарина, да изображений спутников и первых космических кораблей не много, а те, что есть, созданы в философском ключе. Зато здесь можно в чаше Дмитрия Шушканова увидеть целую галактику…

Фото: Мария Москвичева

Вслед за «космосом» исследуем «цвет», «пространство» и «движение», а в финале мы оказываемся внутри «живой материи». Символично, что путешествие по новаторским по формам и техникам работам завершается именно этой «вечной темой», ведь вся экспозиция – словно живая материя, лишенная советской идейной плакатности. Такие работы будут актуальны во все времена.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *